Ребёнок с ограниченными возможностями здоровья всегда требует больше внимания, чем «обычный». Чтобы он развивался наравне со всеми, получал максимум полезного и интересного от обучения, нужен особый подход. Но не только этим определяется качество результатов. Многое зависит от изучаемого предмета, и робототехника как нельзя лучше способствует развитию. Обучение ребёнка сборке конструкторов с дальнейшим их программированием открывает массу возможностей как в детском возрасте, так и в дальнейшей жизни.
Занятия могут проходить в разных форматах:
- Индивидуально с преподавателем. Самый эффективный вариант в плане усвоения информации. Однако общению не способствует, поскольку занятия ведутся не в группе.
- Самостоятельно, у себя дома. Сегодня у родителей есть возможность приобрести готовые наборы и обучать ребёнка. Плюсы – общение и максимально комфортная обстановка. Минус, опять же – отсутствие общения со сверстниками, командной работы.
- В специальных группах робототехники для детей с ОВЗ. С ребёнком занимаются специалисты. Результат может быть достаточно высоким. Общения достаточно. Из минусов – нет персонального подхода. Хотя при наличии талантливого преподавателя и при условии набора небольших групп результаты могут превзойти все ожидания.
- В школе на занятиях. Если ребёнок ходит в обычную школу, он посещает уроки робототехники вместе с другими детьми. Либо он может записаться на отдельный кружок, если предмет доступен именно в таком формате. Уроки программирования роботов в школе сближают ребят, способствуя социализации и поиску друзей.
Значение робототехники для детей с ОВЗ
Ребята с какими-либо ограничениями здоровья нередко оказываются частично или полностью отстранёнными от «обычного» детского коллектива. Они не поспевают за ритмом жизни в школе или детском саду, в том числе из-за нехватки внимания и помощи со стороны сотрудников. Внедрение занятий робототехникой позволяет им выйти за пределы привычной повседневности, сделать жизнь ярче и интереснее, сблизиться со сверстниками.
Уроки с современными программируемыми конструкторами наряду с правильным активным обучением могут дать хорошие результаты, а именно:
- Тренировка мелкой моторики. Как известно, это положительно влияет на умственные способности в целом. Именно поэтому любым детям и даже взрослым рекомендуются занятия, подразумевающие работу с мелкими деталями. Когда сборкой конструкторов занимается ребёнок с ОВЗ, это повышает его успехи и в других областях знаний и умений.
- Развитие коммуникативных навыков. Уроки, посвящённые созданию роботов, всегда проходят в несколько расслабленной обстановке. Дети общаются между собой. Ребёнок получает возможность получше узнать сверстников, завести с ними беседу, подружиться с теми, кто понравился больше всех.
- Развитие когнитивных способностей. Склонность к обработке информации и её анализу изначально есть далеко не у каждого ребёнка. Занятия сборкой и программированием роботов учат задействовать полученные данные, возвращаться к ним снова и снова, анализировать и применять их.
- Мотивация к обучению. В той или иной мере роботы интересны каждому ребёнку, и так было всегда.
Программирование и конструирование зачастую преподаются в игровой форме. Это помогает быстрее формировать навыки, лучше понимать темы, развиваться в интересном направлении. Занятия способствуют реабилитации и социализации.
Особенности проведения занятий по робототехнике для детей с ОВЗ
Любая технология преподавания робототехники для детей с ОВЗ включает в себя задачи, перечисленные ниже:
- Создание развивающей среды. Широкий выбор устройств ИКТ, комфортное место и обстановка, глубокое погружение в предмет. Высокая степень вовлечённости ребёнка в процессы.
- Работа до результата. Такому ребёнку очень важно видеть, что за выделенный срок он достиг цели, пусть и небольшой. Особенно если результат можно продемонстрировать другим людям. Обычно преподаватели создают план работы и строго его придерживаются.
- Ориентир на индивидуальные особенности. Образовательная робототехника для детей с ОВЗ обязательно должна учитывать нюансы состояния здоровья, а также уровень способностей именно к изучению этого направления.
- Игровая форма. Именно так можно заинтересовать любого ребёнка.
- Простор для экспериментов и исследований. Несмотря на чёткий план, периодически ребёнку нужно давать свободу действий и мысли.
- Позитивное общение. Что-либо требовать от ребёнка нельзя, и уж тем более категорически запрещено кричать на него, высмеивать, возмущаться.
Методические рекомендации по организации занятий
У преподавателя, даже если это родитель, и занятия ведутся дома, должен быть учебно-методический комплекс. Это базовый ориентир.
Также важно создать систему хранения оборудования и научить ребёнка её придерживаться. Можно взять уже существующие наработки.
Нужно оборудовать рабочее место ребёнка – так, чтобы ему было комфортно. Используют системы хранения, индивидуальные коврики и многое другое.
Рекомендуемые конструкторы:- Arduino;
- LEGO;
- Bee-Bot – мини-роботы.

Примеры успешных практик и проектов
Преподаватели и воспитатели стараются внедрить развитие навыков конструирования и создания роботов у каждого ребёнка с ОВЗ.
В качестве одного из примеров можно привести ДС «Умка», или СП ГБОУ СОШ №1 в Нефтегорске. Была запущена программа, где каждый ребёнок с ОВЗ мог изучать конструирование с внедрением алгоритмов действий. Дети добились хороших результатов, реализовали собственные проекты.
Преимущества внедрения робототехники для детей с ОВЗ
Плюсы внедрения обучения навыкам конструирования и создания роботов в школах и детсадах, доступные любому ребёнку с ОВЗ:
- Развитие технического и креативного мышления.
- Активизация творческих способностей.
- Улучшение навыков коммуникации.
- Возможно, освоение базы для будущей профессии.
- Рост самооценки.
Заключение
Любому ребёнку с ОВЗ реабилитация, социализация и развитие новых навыков нужны куда больше, чем «обычным» детям. Поэтому так важно внедрять общедоступное создание роботов в школах и детсадах.
Сегодня всё больше образовательных организаций осознают это и делают максимум шагов в данном направлении, в том числе нанимают на работу талантливых преподавателей. Министерство образования также способствует тому, чтобы каждый ребёнок с ограничениями по здоровью мог получить знания, которые дадут толчок его развитию и, возможно, станут решающими в выборе будущей профессии.